БИО- И ЭНЕРГОРЕСУРСЫ ОХОТСКОГО МОРЯ: ПРИОРИТЕТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

 

Если задать вопрос, что ждет нас в XXI в. в обеспечении энергией, то очевид- но, что энергию придется черпать в значительных объемах из недр Мирового океа- на. Уже сегодня добывается на континентальном шельфе более одной пятой миро- вой добычи нефти и газа.

В этом отношении моря и океан, омывающие Камчатку, сегодня представляют экономический интерес добычи углеродного сырья. Это прежде всего Охотское и Берингово моря. Прогнозные запасы этого вида энергетического сырья в Охотском море составляют порядка 400–500 млн тонн условного топлива.

При условии, что Камчатская область в настоящее время строит свою электро- и теплоэнергетику в основном на привозном углеродном (мазуте) энергоносителе, то создается впечатление, что добыча нефти и газа на Западно-Камчатском шельфе полностью решает проблему энергообеспечения области, и кроме того, создает ус- ловия для значительного подъема экономики и социального развития области. Пре- жде всего, будут созданы значительные рабочие места, возрастет налогооблагаемая база, значительно пополнятся бюджетные доходы.

Но освоение углеродных ресурсов Западно-Камчатского шельфа выдвигает ряд весьма существенных экологических, биологических, экономических и социальных проблем. Эколого-экономические проблемы состоят в том, что этот акварегион (Охотское море в целом) является основным в развитии рыбного промысла не толь- ко для Камчатки, Дальнего Востока, Российской Федерации, но и для других стран.

Мировая практика показывает, что современные технологии по разведке, до-

177


быче и транспортировке нефтепродукции сохранены с большим риском утечки неф- тепродуктов в морскую среду, с разрушением экологических систем, подрывом ус- тойчивого естественного воспроизводства биологических ресурсов – основы разви- тия рыбного хозяйства. Следовательно, для развития производства нефтедобычи на Западно-Камчатском шельфе должны быть созданы условия, исключающие эколо- гические катастрофические последствия от утечки нефти и загрязнений при прове- дении буровых работ.

Стоит подумать о том, что окраинные моря Тихого океана (Охотское, Япон- ское, Берингово) по площади не превышают 2% его общей площади, а вылов гидро- бионтов составляет около 16–18% от общей добычи в океане.

С экономической точки зрения развитие рыбной промышленности области в значительной мере связано с биоресурсами Западно-Камчатского шельфа. Подрыв сырьевой базы этого акварегиона чувствительно скажется на экономике админист- ративных районов Западной Камчатки и области в целом.

Западно-Камчатский шельф характеризуется мелководьем и наличием лагун, что, по мнению некоторых ученых-биологов, является объектом для научных иссле- дований с точки зрения возможностей развития марикультуры. В настоящее время страны, имеющие значительные протяженности береговой линии, воспроизводят около 20% добычи гидробионтов за счет искусственного воспроизводства.

Относительно экономической выгоды области можно сказать, что Западно- Камчатский шельф является федеральной собственностью и по закону о разделе продукции все доходы от добычи нефти и газа будут только федеральными.

На шельфе Сахалина уже ведется добыча углеродного сырья. Как же эта об- ласть, имеющая к тому же и развитую угольную промышленность, обеспечивается энергоносителями? Уже ноябрь, а «в ста образовательных учреждениях отсутствует тепло. ... предстоящая зима может оказаться для сахалинцев довольно тяжелой» («Экспресс-Камчатка» от 5.11.2004 г.).

В рыночных условиях товар будет поставлен туда, где платят вовремя, чем не могут похвалиться наши дотационные области.

Освоение углеродных ресурсов Западно-Камчатского шельфа возможно только после детального эколого-экономического обоснования.

Коломийцев Ф.И.