Летняя кета запаздывает, осенняя «обещает» выручить рыбаков
Летняя кета опаздывает, осенняя «обещает» выручить рыбаков У рыбопромышленников Хабаровского края настроение невеселое. Скоро уж полтора месяца, как идет летняя кета, а уловы скудные: 100 кг за сплав - показатели на грани рентабельности. Да еще и для горбуши неурожайный год на Амуре и в Татарском проливе. Ученые предполагают, что летнюю кету в Сахалинском заливе сдерживает теплая амурская вода в +20+22 градуса, поэтому она и идет мелкими косяками. Однако говорить о плохих результатах лососевой путины на Амуре пока преждевременно, ситуацию еще может спасти осенняя кета. Кроме того, есть вероятность, что нынешний ход летней кеты может дать хорошее потомство.
Напомним, в последние годы рыбопромышленная отрасль Хабаровского края выдает стабильно высокие показатели. В 2016 году было выловлено небывалое количество горбуши, только в Татарском проливе 12 тысяч тонн. По словам исполняющего обязанности директора Хабаровского филиала ФГБНУ «Тихоокеанского научно-исследовательского рыбохозяйственного центра» (ТИНРО-Центр) Дениса Коцюка, тогда ученые в хорошем смысле ошиблись с прогнозами.
- 2016 год аномальный, то количество, которое было поймано, - исторический максимум, - говорит Денис Коцюк. - Обычно в Татарском проливе ловили 3,5-5 тысяч тонн. Большие уловы горбуши были в том году и в Амуре. Это действительно нас удивило. Но, увы, от такого большого количества горбуши молоди немного: осенние тайфуны на южных речках вымыли часть бугров, да и, возможно, промерзания были большие. Мы подозреваем, что скат молоди той горбуши, которая вернется в 2018 году, будет средним.
Когда придёт летняя кета
-?Каких уловов в этом году ждать?
-?Сейчас абсолютно нормальная ситуация для нечетного года, когда нет в июне горбуши в Советско-Гаванском и Ванинском районах, нет ее в Амуре. Все промышленники ждут ранних лососей. Но рыба эта подходит и в июле, и в середине августа. Сейчас мы наблюдаем обычную нервозность среди общественности. Я бы сказал, что это шум преждевременный. Рыбы нет ранней, а то, что ее совсем не будет, не факт.
Горбуша в Сахалинском заливе, в Охотском, Тугуро-Чумиканском, Аяно-Майском районах идет с 10 июля. Уловы неплохие, на 31 июля выловлено 2,5-3 тысячи тонн. В этом году очень хорошие показатели по нерке в Охотском районе - 410 тонн, что практически в три раза больше, чем в среднем за последние пять лет. Нерка вообще сейчас на подъеме во всех регионах. Пятого числа ее ход закончился. Мы чуть позже, по возможности, сделаем облет и посмотрим, сколько ее зашло на нерест в озера.
Очень много гольцов выловлено на сегодняшний день, их объемы у нас увеличены с 500 до 800 тонн, полагаем, что и это не предел.
С горбушей охотоморской произошла небольшая затяжка, связана она, скорее всего, либо с теплыми течениями в Курильских проливах, либо с поздним уходом льдов от побережья Охотского моря. В этом году они ушли позже на неделю, и горбуша подошла на неделю позже. Ситуация нормальная, рыба просто опаздывает.
Но всех беспокоит сейчас летняя кета. Путина открыта 1 июля, и прогноз был 13 тысяч тонн. Пошла рыба чуть раньше 20-25 июня. Первые косяки прошли на нерестилища в реки озер Кизи и Удыль. Амурская летняя кета очень нестабильный вид и для него характерны большие колебания численности. В своем становлении она была вытеснена на грань выживания.
Осенняя же кета, более крупная и сильная, заняла реки Уссури, Бикин, Анюй, Гур и другие. Там, где более стабильные условия, хорошие нерестилища. Мелкая рыба была вытеснена в низовья Амура. Кроме того, летняя кета идет на нерест рано, когда вода еще очень теплая. А эта рыба холодноводная и температура воды в +25 градусов для нее губительна. Что мы и наблюдали в 2011 году.
Что касается 2017 года, преждевременно говорить, что летней кеты мало. У нее просто такая особенность хода, связанная с гидрологией Амура. Очень низкий уровень и очень теплая вода +20+22 градуса. Это, по-видимому, сдерживает кету в Сахалинском заливе, и она заходит в Амур очень маленькими косяками. Но такие подходы крайне невыгодны промышленности. Рыбу практически невозможно выловить неводом. Здесь наших рыбаков выручают сети. Но и в сетях ловится очень мало - 100 кг за сплав - на грани рентабельности.
Надеемся, что кета так будет идти 2-2,5 месяца и на нерестилища дойдет около двух млн экземпляров, мы обеспечим оптимум заполнения нерестилищ (или оптимальный проход или оптимальный нерест), но промышленность, боюсь, не освоит запланированные объемы.
Днем ловят, ночью отдыхают
-?Из рыбы, заходящей в Амур, минимум 40% должно быть пропущено на нерест, - говорит Денис Коцюк. - Для этого нужно, чтобы 40% всего времени было пропускным. И мы вводим десятичасовое ограничение на промысел по ночам. Если рыбы меньше, тогда увеличиваем до 12 часов в сутки, а если нужно, вводим проходные дни: два дня в неделю. Проходное время как никакое другое оправдывает себя, в это время промысел запрещен.
-?Днем рыбаки ловят рыбу, а ночью отдыхают. Но ночью выходят на промысел браконьеры. Какой урон они наносят?
-?Все наши прогнозы и рекомендации строятся на расчетах. Это очень сложные вычисления с рядом формул, допущений, с определенными критериями достоверности. Если бы у нас были данные по браконьерству в виде поправочного коэффициента, мы бы заложили его. Но взять их неоткуда. Сейчас нет термина «браконьерство», мы говорим «ННН-промысел»: нерегулируемый, неконтролируемый и несообщаемый.
-?Хватает ли нам естественной популяции лососевых?
-?Если мы возьмем летнюю кету, то ее вылов в 2017 году рекомендован в объеме порядка 14 тысяч тонн. Если говорим об осенней кете, в этом году к вылову рекомендовано более 20 тысяч тонн. Но осенняя кета более стабильная, чем летняя. На нее промысел и делает основную ставку в Амуре.
-?Если осенняя кета такой стабильный вид, нужны ли тогда нам рыбзаводы для восстановления популяции?
-?Все пять заводов «Амуррыбвода» могут выпускать до 120 млн экземпляров в год. Сейчас в связи с нестабильностью задание снижено до 70 млн. Мониторинг на заводах ведем регулярно, но новые способы оценки вклада заводов в пополнение лососей появляются только сейчас. Один из способов - так называемое отолитное мечение. У рыб есть так называемая слуховая косточка в голове - отолит, она формируется еще на стадии икринки и растет в течение жизни. Если икринку с определенным интервалом помещать в экстремальные условия - из теплой воды в холодную - или начать подсушивать, на этой косточке сформируется рисунок, как на спиле дерева. Так формируется метка.
В дальнейшем при исследовании будет понятно, чья метка на рыбе. И можно будет оценить, сколько искусственной рыбы возвращается в Амур. Рисунок метки согласовывается с международной организацией NPAFC НПАФК (комиссия по анадромным рыбам северной части Тихого океана), участниками которой являются несколько стран - Канада, США, Россия, Япония и Корея. Туда стекается вся информация по лососям, и именно НПАФК устанавливает каждой стране тип метки. На Сахалине этот метод уже используют больше 10 лет. У нас в крае только внедряется.
Сейчас есть усредненные показатели. Принято считать, что 1,5% выпущенной молоди лосося возвращается обратно. В этом году это примерно 3-4 тысячи тонн - до 20% от всего естественного запаса. Кету, в отличие от горбуши, спасает, что у нее возраст 3-5 лет. То есть если трех- и пятилетняя вернется, а четырехлетняя нет, искусственная популяция может сгладить образовавшуюся яму.
-?А почему не наладить искусственное воспроизводство нерки, если она такой ценный ресурс?
-?Нерка, в отличие от большинства тихоокеанских лососей, нерестится в озерах, при этом молодь скатывается в море только через два-три года. В этом как раз и сложность. Рыбе должно быть отведено определенное количество воды и кормовых ресурсов. На сегодняшний день мы говорим, что нерки на нерестилища оптимально пропускать 40-50 тысяч экземпляров. Для чего тогда строить этот завод, если ежегодно хорошее естественное заполнение нерестилищ? И если сделать это необдуманно, можно нанести очень большой вред.
В рыбном хозяйстве у России, в отличие от других стран, стратегия другая: сохранение ресурсов и выработка его рациональной эксплуатации с точки зрения бесконечного пользования. В Юго-Восточной Азии по-другому, они выловили все природные запасы и теперь активно развивают аквакультуру, приходят ловить в нашу экономическую зону. Тот же Китай скупает рыбу у нас, причем не только лосося, но и пресноводную: щуку, ленка, касаток, коней. Там эта рыба очень высоко ценится, порой даже выше, чем осетровые.
«Олимпийская система»
-?Денис Владимирович, оправдывает ли себя «Олимпийская система» и почему ее не приемлют в Ульчском районе?
-?Представьте, у нас есть ресурс, например, 10 тысяч тонн осенней кеты. И претендуют на нее четыре участка. Можно разделить на всех поровну, а можно разрешить ловить всем сколько угодно, но не больше этих 10 тысяч. Во втором случае это и есть «олимпийская система».
Но это не дело науки. Какую систему ввести, перед путиной решает специальная комиссия. Наша же задача - рекомендовать, как не переловить и обеспечить проход 40% всей рыбы на нерестилища.
В этом году было решено не вводить соревновательный принцип. Например, если ввести его в низовье Амура, большая вероятность того, что в Николаевском районе выловят всю квоту, а Ульчскому ничего не достанется. Но у всех есть план и людям надо как-то жить. Да и государство должно обеспечить всем равный доступ к ресурсу.
-?Как распределены объемы рыбы в северных районах Хабаровского края?
-?В большинстве северных районов края введена «Олимпийская система», она там себя оправдывает. Если говорить о состоянии ресурсов, то Охотский район у нас находится в непривычном для себя состоянии по горбуше. Это связано с тем, что в один из нечетных годов в реках Охота и Кухтуй наблюдалась очень высокая вода, которая вымыла всю икру из нерестовых бугров. Потом несколько лет были скаты молоди под лед. Как следствие, низкий урожай горбуши в нечетные годы. Поэтому на протяжении последних шести лет в этом районе с горбушей не очень хорошо. Но в этом году наметилась устойчивая тенденция к восстановлению запасов, я думаю, Охотский район в ближайшие годы наверстает свои объемы.
Большие прогнозы
-?Каким образом вы составляете свои прогнозы?
-?Прогнозы подхода тихоокеанских лососей основываются на нескольких показателях.
Первый - учет потомков, производится на два, три, четыре и пять лет раньше. Потому что если горбуша вся одного возраста - лишь двухлетки возвращаются на нерест, то кета идет в три, четыре и пять лет.
Второй - данные по скату молоди в Амуре, реках Татарского пролива и Охотоморского побережья. В Охотском море у нас 2-3 модельные реки, на которых проводим скат молоди. На Амуре в этом году проводили на трех точках: в низовьях Амура две и на реке Анюй возобновили скат. Это совместная работа с национальным парком и одним из рыбопромышленников Нанайского района. Также проводили скат в трех реках Татарского пролива. Молодь скатывается, нагуливается в море, и здесь уже ученые проводят работы по ее учету на большом судне.
Так называемые анадромные лососи учитываются в прикурильских водах. Лосось идет из северной части Тихого океана, через проливы в Охотское море, и наши коллеги из Владивостока изучают, сколько же его.
Таким образом, мы узнаем, какое количество кеты и горбуши зайдет во все Охотское море, начиная от Западной Камчатки и заканчивая побережьем Сахалинского залива.
Безусловно, проводятся и серьезные научные исследования: обследование нерестилищ, ската молоди, учет захода и так далее. В том числе наши коллеги из владивостокского ТИНРО ведут учет в море и океане.
-?Как это происходит?
-?Большое судно делает так называемые разрезы и станции - в результате учитывается, сколько горбуши в улове трала. Когда горбуша проходит к Курильским проливам, создавая плотное пятно распространения - в это время большую ее часть можно учесть. Ученые в ТИНРО разделяют по некоторым признакам, в том числе и по крупности рыб, куда она пойдет. Это может быть сахалинская рыба, рыба материкового побережья Охотского моря либо западно-камчатская. В отношении горбуши это делается довольно достоверно. Для горбуши Охотского моря нечетные годы - урожайные.
Екатерина УШАКОВА.
Смотрите также